Контроль Разума
Advertisement
Файл:Norepinephrine.png

Структурная формула норадреналина

Норадреналин L-1-(3,4-Диоксифенил)-2-аминоэтанол. Второй после адреналина по количественным показателям секреции, но не менее важный по значению для организма гормон мозгового вещества надпочечников и нейромедиатор симпатических нервных окончаний и центральной нервной системы. Его роль именно как нейромедиатора чрезвычайно важна. Синоним: норэпинефрин.

Общая информация[]

По химическому строению норадреналин отличается от адреналина отсутствием метильной группы у атома азота аминогруппы боковой цепи. Норадреналин является предшественником адреналина в синтезе его в хромаффинной ткани.

Действие норадреналина связано с преимущественным влиянием на α-адренорецепторы. Норадреналин отличается от адреналина гораздо более сильным сосудосуживающим и прессорным действием, значительно меньшим стимулирующим влиянием на сокращения сердца, слабым действием на гладкую мускулатуру бронхов и кишечника, слабым влиянием на обмен веществ (отсутствием выраженного гипергликемического, липолитического и общего катаболического эффекта). Норадреналин в меньшей степени повышает потребность миокарда и других тканей в кислороде, чем адреналин.

Норадреналин принимает участие в регуляции артериального давления и периферического сосудистого сопротивления. Например, при переходе из лежачего положения в стоячее или сидячее уровень норадреналина в плазме крови в норме уже через минуту возрастает в несколько раз

Норадреналин принимает участие в реализации реакций типа «бей или беги», но в меньшей степени, чем адреналин. Уровень норадреналина в крови повышается при стрессовых состояниях, шоке, травмах, кровопотерях, ожогах, при тревоге, страхе, нервном напряжении.

Кардиотропное действие норадреналина связано со стимулирующим его влиянием на β-адренорецепторы сердца, однако β-адреностимулирующее действие маскируется рефлекторной брадикардией и повышением тонуса блуждающего нерва, вызванными повышением артериального давления.

Норадреналин вызывает увеличение сердечного выброса. Вследствие повышения артериального давления возрастает перфузионное давление в коронарных и мозговых артериях. Вместе с тем, значительно возрастает периферическое сосудистое сопротивление и центральное венозное давление.

Норадреналин также является основным нейромедиатором в адренергических системах ЦНС, в отличие от адреналина, который практически играет менее значительную роль в передаче нервных импульсов в адренергических системах мозга, и выполняет в большей степени роль гормонального (гуморального) регулятора, чем нейромедиатора.

bg:Норадреналин ca:Noradrenalina da:Noradrenalin de:Noradrenalin dv:ނޯއެޑްރެނަލިން en:Norepinephrine es:Noradrenalina et:Noradrenaliin fi:Noradrenaliini fr:Noradrénaline he:נוראדרנלין hr:Noradrenalin hu:Noradrenalin it:Noradrenalina ja:ノルアドレナリン la:Noradrenalinum lt:Noradrenalinas mk:Норадреналин nl:Noradrenaline no:Noradrenalin pl:Noradrenalina pt:Noradrenalina sl:Noradrenalin sq:Noradrenalina sr:Норадреналин sv:Noradrenalin tr:Noradrenalin

Advertisement