Контроль Разума
Advertisement
ГОСТ 28147-89
изображение
Создатель:

КГБ, 8-е управление

Создан:

?

Опубликован:

1990 г.

Размер ключа:

256 бит

Размер блока:

64 бит

Число раундов:

32\16

Тип:

Сеть Фейстеля

ГОСТ 28147—89 — советский и российский стандарт симметричного шифрования, введённый в 1990 году. Полное название — «ГОСТ 28147—89 Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования». Блочный шифроалгоритм. При использовании метода шифрования с гаммированием, может выполнять функции поточного шифроалгоритма.

По некоторым сведениям[1], история этого шифра гораздо более давняя. Алгоритм, положенный впоследствии в основу стандарта, родился, предположительно, в недрах Восьмого Главного управления КГБ СССР (ныне в структуре ФСБ), скорее всего, в одном из подведомственных ему закрытых НИИ, вероятно, ещё в 1970-х годах в рамках проектов создания программных и аппаратных реализаций шифра для различных компьютерных платформ.

С момента опубликования ГОСТа на нём стоял ограничительный гриф «Для служебного пользования», и формально шифр был объявлен «полностью открытым» только в мае 1994 года. К сожалению, история создания шифра и критерии разработчиков до сих пор не опубликованы.

Описание[]

ГОСТ 28147-89 — блочный шифр с 256-битным ключом и 32 циклами преобразования, оперирующий 64-битными блоками. Основа алгоритма шифра — Сеть Фейстеля. Базовым режимом шифрования по ГОСТ 28147-89 является режим простой замены (определены также более сложные режимы гаммирование, гаммирование с обратной связью и режим имитовставки). Для зашифрования в этом режиме открытый текст сначала разбивается на левую и правую половины (обозначены ниже как L и R). На i-ом цикле используется подключ ki:

( = двоичное «исключающее или»)

Для генерации подключей исходный 256-битный ключ разбивается на восемь 32-битных блоков: K1…K8.

Расшифрование выполняется так же, как и зашифрование, но инвертируется порядок подключей Ki.

Функция вычисляется следующим образом:

Li и Ki складываются по модулю 232.

Результат разбивается на восемь 4-битовых подпоследовательностей, каждая из которых поступает на вход своего узла таблицы замен, называемого ниже S-блоком. Общее количество S-блоков ГОСТа — восемь, т. е. столько же, сколько и подпоследовательностей. Каждый S-блок представляет собой перестановку чисел от 0 до 15. Первая 4-битная подпоследовательность попадает на вход первого S-блока, вторая — на вход второго и т. д.

Если S-блок выглядит так:

1, 15, 13, 0, 5, 7, 10, 4, 9, 2, 3, 14, 6, 11, 8, 12

и на входе S-блока 0, то на выходе будет 1, если 5, то на выходе будет 7 и т. д.

Выходы всех восьми S-блоков объединяются в 32-битное слово, затем всё слово циклически сдвигается влево на 11 битов.

Все восемь S-блоков могут быть различными. Фактически, они могут являться дополнительным ключевым материалом, но чаще являются параметром схемы, общим для определенной группы пользователей. В ГОСТ Р 34.11-94 для целей тестирования приведены следующие S-блоки:

Номер S-блока Значение
1 4 10 9 2 13 8 0 14 6 11 1 12 7 15 5 3
2 14 11 4 12 6 13 15 10 2 3 8 1 0 7 5 9
3 5 8 1 13 10 3 4 2 14 15 12 7 6 0 9 11
4 7 13 10 1 0 8 9 15 14 4 6 12 11 2 5 3
5 6 12 7 1 5 15 13 8 4 10 9 14 0 3 11 2
6 4 11 10 0 7 2 1 13 3 6 8 5 9 12 15 14
7 13 11 4 1 3 15 5 9 0 10 14 7 6 8 2 12
8 1 15 13 0 5 7 10 4 9 2 3 14 6 11 8 12

Согласно данным книги Б. Шнайера «Прикладная криптография», эти же блоки используются также Центральным Банком РФ.

В тексте стандарта указывается, что поставка заполнения узлов замены (S-блоков) производится в установленном порядке, т.е. разработчиком алгоритма.

Достоинства ГОСТа[]

  • бесперспективность силовой атаки (XSL-атаки в учёт не берутся, т.к. их эффективность на данный момент полностью не доказана);
  • эффективность реализации и соответственно высокое быстродействие на современных компьютерах.
  • наличие защиты от навязывания ложных данных (выработка имитовставки) и одинаковый цикл шифрования во всех четырех алгоритмах ГОСТа.

Криптоанализ[]

Существуют атаки и на полнораундовый ГОСТ 28147-89 без каких-либо модификаций. Одна из первых открытых работ, в которых был проведен анализ алгоритма, использующим слабости процедуры расширения ключа ряда известных алгоритмов шифрования. В частности, полнораундовый алгоритм ГОСТ 28147-89 может быть вскрыт с помощью дифференциального криптоанализа на связанных ключах, но только в случае использования слабых таблиц замен. 24-раундовый вариант алгоритма (в котором отсутствуют первые 8 раундов) вскрывается аналогичным образом при любых таблицах замен, однако, сильные таблицы замен делают такую атаку абсолютно непрактичной.

низкой сложностью. Криптоанализ алгоритма продолжен в работе [источник?].

В 2004 г. группа специалистов из Кореи предложила атаку, с помощью которой, используя дифференциальный криптоанализ на связанных ключах, можно получить с вероятностью 91,7% 12 бит секретного ключа. Для атаки требуется 235 выбранных открытых текстов и 236 операций шифрования. Как видно, данная атака, практически, бесполезна для реального вскрытия алгоритма.

Критика ГОСТа[]

Основные проблемы ГОСТа связаны с неполнотой стандарта в части генерации ключей и таблиц замен. Тривиально доказывается, что у ГОСТа существуют «слабые» ключи и таблицы замен, но в стандарте не описываются критерии выбора и отсева «слабых». Также стандарт не специфицирует алгоритм генерации таблицы замен (S-блоков). С одной стороны, это может являться дополнительной секретной информацией (помимо ключа), а с другой, поднимает ряд проблем:

  • нельзя определить криптостойкость алгоритма, не зная заранее таблицы замен;
  • реализации алгоритма от различных производителей могут использовать разные таблицы замен и могут быть несовместимы между собой;
  • возможность преднамеренного предоставления слабых таблиц замен лицензирующими органами РФ;
  • потенциальная возможность (отсутствие запрета в стандарте) использования таблиц замены, в которых узлы не являются перестановками, что может привести к чрезвычайному снижению стойкости шифра.

Примечания[]

См. также[]

Ссылки[]

Литература[]

  • Мельников В. В. Защита информации в компьютерных системах. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  • Романец Ю. В.. Тимофеев П. А., Шаньгин В. Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях. — М.: Радио и связь, 1999.
  • Харин Ю. С., Берник В. И., Матвеев Г. В. Математические основы криптологии. — Мн.: БГУ, 1999.
  • Герасименко В. А., Малюк А. А. Основы защиты информации. — М.: МГИФИ, 1997.
  • Леонов А. П., Леонов К. П., Фролов Г. В. Безопасность автоматизированных банковских и офисных технологий. — Мн.: Нац. кн. палата Беларуси, 1996.
  • Зима В. М.. Молдовян А. А., Молдовян Н. А. Компьютерные сети и защита передаваемой информации. — СПб.: СПбГУ, 1998.
  • Шнайер, Б. 14.1 Алгоритм ГОСТ 28147-89 // Прикладная криптография. Протоколы, алгоритмы, исходные тексты на языке Си = Applied Cryptography. Protocols, Algorithms and Source Code in C. — М.: Триумф, 2002. — С. 373-377. — 816 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-89392-055-4

en:GOST 28147-89 fr:GOST 28147-89 tg:ГОСТ 28147-89

Advertisement